В экономическом плане АРЕ смело можно назвать одной из крупнейших стран Африки. После Нигерии государство занимает второе место по объёму ВВП. К тому же, уровень жизни населения, развитость инфраструктуры и стабильность экономики государства по сравнению с другими странами Африки гораздо выше. При этом активность АРЕ и его экономическая интеграция на самом континенте остаётся предельно мала. Для примера, всего около 3% экспорта из общего объёма приходится на страны Африки. Нигерия — крупнейший торговый партнёр, на его долю приходится около 10% товарооборота государства со странами материка.

В мировой экономике Египет всё же чаще всего рассматривают не как часть Африки, а как составляющую Ближнего Востока и Средиземноморья. Такая же ситуация характерна и для других стран северной части континента. Почему так сложилось? Ещё в колониальные времена страны северной части Африки стремились развивать торговые и экономические отношения не со своими соседями по территории, а с европейскими государствами. В результате:

  • практически полностью отсутствует инфраструктура для развития африканского направления торговли;
  • отсутствует опыт работы с соседними по континенту государствами;
  • слабо развиты институциональные основы отношений;
  • нет чёткого понимания оптимальных направлений отношений с южными странами материка.

Ещё в середине прошлого столетия у Египта были намерения сделать свою столицу экономическим центром всего континента, но серьёзных шагов в этом направлении до последних лет не предпринималось. 

И сейчас правительство Египта стало остро ощущать негативные последствия такого многолетнего пренебрежения данным экономическим направлением. Потенциал Африки растёт. В европейской части мира вообще происходит что-то страшное и непонятное. А по оценкам экспертов, в ближайшие годы уровень дохода значительной части африканцев выйдет на средний уровень, и это значит, что они смогут тратить деньги не только на закрытие своих базовых потребностей, но и те товары и услуги, которые раньше им были недоступны.

И для АРЕ это отличный повод развивать торговые отношения со своими соседями с южной части материка. Для этих целей стали совершаться попытки проведения совместных мероприятий и конференций при участии членов правительства и представителей различных сфер бизнеса. Иногда они приходят к заключению соглашений. Однако, далее дела продвигаются гораздо медленнее, чем хотелось бы. И это неудивительно, связи, которые были заморожены на протяжении нескольких десятков лет, нельзя наладить за пару-тройку лет. На это потребуется значительное количество времени и немалый объём инвестиций, с которыми пока тоже не всё гладко.

Какие же действия уже предприняты? Ещё 8 лет назад было подписано соглашение, согласно которому несколько стран континента, включая Египет, должны создать зону свободной торговли. В соглашении приняло участие более 25 государств. На их долю приходится чуть больше половины общего ВВП стран Африки. Видимого эффекта от этого соглашения ожидать нужно не сразу, также понадобится не один десяток лет. Работа в этом направлении хоть и медленно, но идёт.

Ещё один важный шаг — идея создания судового маршрута по Нилу от озера Виктория до Средиземного моря. Заинтересованность к данному проекту проявили более десятка государств, находящихся в бассейне реки. Партнёрами проекта являются организации из Европы, а также США. 

Континент остро нуждается в реализации инфраструктурных проектов. В стадии разработки также находятся идея создания газопровода из Нигерии в Марокко, и идея Транссахарской магистрали. Но сегодня все они или продвигаются крайне медленно, или не развиваются совсем. Интерес инвесторов из-за рубежа к данным направлениям крайне ограничен. Наверное, им хватает тех направлений, которые действуют сейчас. И это означает, чтобы развивать все свои идеи, Африка должна надеяться только на свои внутренние силы, которых пока слишком мало. 

Автор: Арслан Исхаков, CEO портала NAVegypt