Попадая в современную египетскую деревню, можно смело изучать историю древнего государства, ведь нынешний быт деревенских жителей и быт прошлого остались сильно схожи. Чем это можно объяснить? Крестьянство, как и прежде, зависит от разливов великой реки Нил. Воду для орошения полей из неё поднимают устройством, изобретённым ещё в древности — шадуфом. Современные ирригационные системы используются далеко не везде. Техническое оснащение не сильно пополнилось новейшими приспособлениями, чаще всего рабочие пользуются орудиями, напоминающими те, что изображены на рисунках древних сооружений.

Несмотря на огромное количество городских жителей современных городов, значительная часть населения страны всё также разбросана по многочисленным деревенькам, расположенным вдоль реки. Каждое такое поселение остаётся единым целым только благодаря тому, что для выживания им необходим совместный труд. К примеру, тот же шадуф у каждого хозяина находится в индивидуальном владении, но когда уровень воды в реке падает, крестьянам приходится кооперироваться. Они выставляют несколько механизмов на разных уровнях, чтобы иметь возможность поднимать воду на поля. Есть и ещё одно устройство для орошения полей, его хоть и придумали немного позднее шадуфа, но так же в древности, а не в современной истории. Это «архимедов винт». В частном владении его не найти. Как правило, устройство покупают, объединяясь целыми деревнями, и даже сдают в аренду другим селениям. 

Для современных египетских деревень, как и раньше, характерна специализация. Лишь товарные и продовольственные культуры могут выращиваться повсюду, а вот всё остальное хозяйство специализировано. Для выращивания риса требуется особая технология, и соблюдать её могут лишь специалисты. Также и овощеводство доступно не каждому селению. В одних деревнях есть свои плотники, ремесленники и каменщики. В других — ювелиры и специалисты по металлу. В самых больших деревнях работают горшечники. Есть поселения, полностью живущие только за счёт гончарного ремесла. Они снабжают своими изделиями все близлежащие районы. 

В деревнях можно найти абсолютно любого специалиста. Если кто-то нуждается в одежде, он обращается к портнихе. Кстати, оплатить услуги легко можно при помощи товарообмена. Такой обмен происходит не только между отдельными людьми, но и между целыми деревнями, что расширяет политические горизонты современного крестьянина. Женщине в этом всём отводится важное место — она торгует продукцией современного ремесла на рынке, что делает её участницей значимого экономического процесса.

До революции в середине прошлого века каждая деревня находилась под контролем старосты — омды. Он имел ту же власть, что и его предшественники в древности. С его решениями нельзя было не согласиться, на него не могла влиять даже полиция. Он принимал участие во всех значимых событиях в деревне, решал споры и конфликты. К нему нельзя было поворачиваться спиной или находиться выше по положению. К примеру, если омда шёл пешком по дороге, а навстречу ему попадался крестьянин на осле, то последний тут же слазил с животного и шёл пешком. Но теперь это осталось в прошлом. 

Таким же почётом и уважением, как и омда, обладали тогда и сейчас глубоко верующие люди, особенно те, кто совершили паломничество в Мекку. Мечеть для египтян — центр их мира, место религии в их жизни. Каждый крестьянин уделяет много времени религии. Они соблюдают предписанную писанием дисциплину, посещают мечеть и обязательно молятся. Дети соблюдают те же правила, что и взрослые — постятся, ходят в мечеть и читают Коран. 

О глубокой древности напоминают и другие обычаи деревенских жителей. Они поклоняются предкам и почитают гробницы. Кстати, почти в каждой деревне есть гробница, построенная на месте захоронения святого. Ежегодно в честь этого святого проводятся праздники и особые ритуалы. Посещать такие гробницы мусульмане предпочитают в одиночку, вымаливая там благословение и помощь. 

Правительство способно контролировать современные деревни только при помощи техники, управляя разливами и обмелением главной реки государства. В Древние времена для этого применялись ритуальные церемонии, а сегодня дело остаётся за технологиями. Но для крестьян особой разницы не видно. 

Автор: Арслан Исхаков, CEO портала NAVegypt