Уникальное гидротехническое сооружение, объединяющее Европу, Азию и Африку, и имеющее высочайшую важность в мировой торговле и мировой экономике — Суэцкий канал. Как давно он создан и какова его роль в судьбе Египта, узнаем сегодня.

История возникновения канала.

О том, что природа распорядилась очень несправедливо, и путь торговцам и военным судам на Восток преграждает широкая полоса пустыни, задумались ещё до нашей эры. Фараоны Египта были первыми, кто попытался эту ситуацию исправить. Благодаря их решению был прорыт первый судоходный канал из реки Нил в море. Но вскоре он был заброшен.

Далее были попытки его восстановить, которые хоть и завершались успехом, но не имели логического продолжения, и канал снова и снова оказывался заброшенным.

И лишь в 19 веке французами стали предприниматься попытки возведения канала, который и стал прообразом современного водного пути. В те времена французов поддержали многие страны. Франция и Англия имели свои планы на Египет, но арабское государство не торопилось идти к ним на встречу, полагая, что европейцы хотят поработить их народ и стать полноправными владельцами их земель.

Однако, в 1859 году строительство всё же началось. Это стало возможно благодаря тёплым отношениям между французским дипломатом Ф. Лессепсом и правителем Египта Саид-пашой. Кстати, город Порт-Саид назван именно в честь этого правителя, давшего разрешение на строительство. Он открывает вход в канал. Работы длились около 10 лет.

В 1869 году состоялось торжественное открытие канала. Хоть это было и грандиозное событие, самому Египту оно принесло немало бед. Главной из которых стало опустошение казны государства. Строительство вытянуло все средства и предприимчивые англичане моментально этим воспользовались. За бесценок она приобрела акции, принадлежащие Египту. Спустя пару лет Египет и вовсе отстранили от прибыли, которую давал канал. Далее последовали десятки лет споров за владение Суэцким каналом.

Войны за Суэцкий канал.

Когда в 1956 году водный путь был передан в собственность своему государству, Египту пришлось обороняться от нападений соседних и далёких стран. Путём войны Израиль, Англия, Франция, США и другие государства хотели установить власть над этой «золотой жилой».

За годы военных действий канал не раз был приведён в негодность. Его расчищали и восстанавливали, но новые нападения не давали возможности полноценно использовать его по назначению. Были периоды, когда канал не функционировал по несколько лет подряд.

В 1974 году, когда прекратились все военные действия, правительство вновь занялось восстановлением канала. Известно, что на его территории было разминировано более 700 000 мин и примерно 19 000 снарядов и бомб. При помощи советских солдат полностью разминировали и Суэцкий залив. На следующий год водный путь вновь торжественно открыли.

Современная история.

В первый месяц функционирования после окончательного восстановления Суэцкий канал принёс родному государству около 3 миллионов фунтов. Такой доход позволил заняться модернизацией пути, чтобы пропускать более крупные суда. 

В 2005 году была произведена ещё одна модернизация, а в 2014 году стали прокладывать параллельный путь для встречного потока судов. Уже в следующем году была проведена пробная эксплуатация нового участка, протяжённостью 72 км.

Строительством нового пути занималась армия Египта, а финансировали постройку сами жители страны.

Немного цифр.

Протяжённость пути — 193,3 км.

Максимальная ширина — 240 метров.

Максимальная глубина — 24 метра.

Средняя загрузка — 220 тысяч тонн.

Пропускная способность — до 95 судов в сутки.

Время на проход — до 14 часов.

Экономия пути между материками — 8000 км.

Стоимость прохода — около 11 долларов за тонну. 

В 2022 году канал дал возможность заработать Египту более 7 миллиардов евро. Это самый высокий показатель за всю историю существования маршрута. По сравнению с предыдущим годом рост прибыли составил около 25%. На сегодняшний день канал является главным источником иностранной валюты в государстве.

Автор: Арслан Исхаков, CEO портала NAVegypt